Образовательные программы
Аннотация к программе МБОУ Школа № 80 г.о. Самара (дошкольные группы)
Образовательная программа МБОУ Школа № 80 г.о. Самара, дошкольные группы разработана в соответствии с Примерной основной образовательной программой детского сада и с учетом основной образовательной программой дошкольного образования «Радуга» под редакцией Т.И.Гризик, Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева и другими парциальными программами.
Программа направлена на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Участники образовательной деятельности: дети, родители (законные представители), педагогические работники детского сада. Образовательная деятельность в ОУосуществляется на русском языке, на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой и ведущим видом деятельности является игра.
Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников и может реализовываться в различных видах деятельности
- игровая (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры)
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)
- познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними)
- восприятие художественной литературы и фольклора
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)
- конструирование из разного материала (включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал)
- изобразительная (рисование, лепка, аппликация)
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально ритмические движения, игры на музыкальных инструментах)
- двигательная (овладение основными движениями).
Содержание образовательной программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие ребёнка.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми для реализации ФГОС дошкольного образования.
Цель программы
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни
- содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка
- обеспечивать каждому ребёнку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
Одним из основных направлений в деятельности ОУ является осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка с нарушениями речи.
Программа предусматривает интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Планирование работы во всех образовательных областях строится с учетом особенностей речевого и общего развития детей с речевыми нарушениями, предполагает комплексное педагогическое воздействие и направлено на полную коррекцию речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития. Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников
- родители (законные представители) участвуют в работе коллегиальных органов управления: родительском комитете, педагогическом совете
- родители (законные представители) могут присутствовать на занятиях, помогать в организации и проведении мероприятий, режимных моментов, праздников и пр.
- педагоги организуют работу с родителями (законными представителями) с использованием разнообразных современных форм взаимодействия (консультации, тематические недели, Дни открытых дверей, совместные мероприятия родителей и детей и пр.)
- педагоги оказывают индивидуальную педагогическую помощь родителям (законным представителям) через информационные уголки, индивидуальные беседы и консультации, посредством электронной почты, через консультационный центр и др.
Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Основные принципы
- партнёрство родителей и педагогов в воспитании и обучении детей
- единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения
- помощь, уважение и доверие к ребёнку со стороны педагогов и родителей
- постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ОУ, его промежуточных и конечных результатов.
Направления работы
- защита прав ребёнка в семье и детском саду
- воспитание, развитие и оздоровление детей
- детско-родительские отношения
- взаимоотношения детей со сверстниками и взрослыми
- коррекция нарушений в развитии детей
- подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
Формы работы
1. Педагогический мониторинг
- анкетирование родителей
- беседы с родителями
- беседы с детьми о семье
- наблюдение за общением родителей и детей
2. Педагогическая поддержка беседы с родителями
- психолого-педагогические тренинги
- экскурсии по детскому саду (для вновь поступивших)
- Дни открытых дверей
- показ открытых занятий
- родительские мастер-классы
- проведение совместных детско-родительских мероприятий, конкурсов
3. Педагогическое образование родителей
- Консультации
- Дискуссии
- информация на сайте ОУ
- круглые столы
- родительские собрания
- вечера вопросов и ответов
- семинары
- показ и обсуждение видеоматериалов
- решение проблемных педагогических ситуаций
- выпуск газет, информационных листов плакатов для родителей
4. Совместная деятельность педагогов и родителей
- проведение совместных праздников и посиделок
- заседания семейного клуба
- оформление совместных с детьми выставок
- совместные проекты
- семейные конкурсы
- совместные социально значимые акции
- совместная трудовая деятельность.
Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы и обеспечивающих ее реализацию нормативно-правовых, финансовых, научно-методических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов. Совершенствование и развитие Программы и сопутствующих нормативных и правовых, научно-методических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов предполагается осуществлять с участием научного, экспертного и широкого профессионального сообщества педагогов дошкольного образования, федеральных, региональных, муниципальных органов управления образованием Российской Федерации, руководства ОУ, а также других участников образовательных отношений и сетевых партнеров по реализации образовательных программ.
Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования ФГОС
Авторы: Т.Н. Доронова, Т.И. Гризик, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева
«Радуга» — основная общеобразовательная программа дошкольного образования, предназначенная для работы с детьми от 2 до 7 лет. Важными преимуществами программы «Радуга» являются следующие:
1. «Радуга» — отечественная программа, отражающая реалии российской культуры, созданная на основе отечественной общепсихологической теории деятельности А.Н. Леонтьева и реализующая культурно-исторический подход Л.С. Выготского.
2. «Радуга» — апробированная на практике надежная программа, располагающая обширным многолетним опытом успешного достижения тех целей, которые определены ФГОС.
3. «Радуга» — программа социализации ребенка дошкольного возраста, в которой реализованы на практике идеи формирования комфортного развивающего сообщества сверстников.
4. «Радуга» — развивающая программа нового поколения, реализующая индивидуальный потенциал каждого воспитанника и обеспечивающая системную подготовку ребенка к последующей ступени образования.
5. «Радуга» — программа, адресованная массовому детскому саду. Программа «Радуга» представлена в обновленной, переработанной авторами редакции. Сохранив содержательный стержень и гуманистическую суть программы, расширив круг привлеченных к разработке методических материалов специалистов, авторский коллектив реализует в этой новой редакции как опыт успешного внедрения программы во всех регионах Российской Федерации с 1989 г., так и изменившиеся реалии времени.
Авторский коллектив неизменно в курсе современных научных достижений и новых разработок в области дошкольной психологии и педагогики; постоянно следит за процессом реализации программы на практике с последующим анализом достижений, а также выявлением возникающих проблем и вопросов; реагирует на изменения экономической и социокультурной ситуации в обществе и системе дошкольного образования. Это позволяет постоянно совершенствовать программу «Радуга», подтверждая ее актуальность, востребованность и эффективность.
Программа в целом направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств растущего ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление его здоровья. Общий объем программы рассчитан в соответствии с возрастом детей, основными направлениями их развития и включает время, отведенное на
- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-художественной, чтения)
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов
- самостоятельную деятельность детей
- взаимодействие с семьями воспитанников. Программа задумана и реализована как:
- комплексная, т.е. охватывающая все основные стороны воспитания, образования и развития детей в дошкольном возрасте;
- массовая, т.е. предназначенная для использования во всех регионах России как в городских, так и в сельских детских садах, как в группах полного дня, так и в группах, функционирующих на основе кратковременного пребывания;
- личностно ориентированная система воспитания, образования и развития детей, ассимилировавшая основные достижения российской педагогической и психологической науки.
«Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» Н.Е. Нищева
Программа содержит описание задач и содержания работы во всех пяти образовательных областях для всех специалистов, работающих в группах комбинированной и компенсирующей направленности ДОО, и учитывает возрастные и психологические особенности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).
В программу включены тематическое планирование работы специалистов, примерный перечень игр, игровых и развивающих упражнений, содержание культурно-досуговой деятельности для каждой из возрастных групп в соответствии с Федеральным государственным стандартом. В Программе даны рекомендации по созданию и оснащению предметно-пространственной развивающей среды логопедическом кабинете и групповом помещении. В соответствии с Программой предметно-пространственная развивающая среда в кабинете логопеда и в групповом помещении обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями и потребностями каждого ребенка, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с Программой обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых во всей группе, в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Она обеспечивает реализацию Программы, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. В Программе предложена система педагогической диагностики индивидуального развития детей, даны методические рекомендации по проведению диагностики, представлены схемы обследования ребенка с общим недоразвитием речи (с 3 до 4 и с 4 до 7 лет) учителем-логопедом. В методический комплект включен стимульный материал для проведения диагностики учителем-логопедом. Также в методический комплект Программы включены альбомы для проведения диагностики педагогического процесса во всех возрастных группах, разработанные кандидатом педагогических наук Н. В. Верещагиной
На пороге школы
Метод. рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 6–7 лет/ Т.Н. Доронова, Т.И. Гризик, Л.Ф. Климанова и др. В пособии представлена система занятий по развитию старших дошкольников и подготовке их к школе, включая планирование и конспекты занятий по развитию речи, подготовке к обучению грамоте, математике, изобразительной деятельности и др.
Издательство «Просвещение»
Гризик Т.И. Познаю мир: Предметы вокруг нас: Развивающая книга для детей младшего дошкольного возраста
Пособие в увлекательной форме поможет малышу разобраться с целевыми назначениями и функциями различных предметов, понять связи и зависимости между предметами и явлениями природы.
Издательство «Просвещение»
Гризик Т. И. Познаю мир: я во всём люблю порядок: Развивающая кн. для детей среднего дошкольного возраста
Пособие поможет закрепить представления детей о понятии «последовательность», о роли и значимости данного понятия в жизни человека.
Издательство «Просвещение»
Гризик Т. И. Познаю мир: знаки и символы: Развивающая кн. для детей старшего дошкольного возраста
Пособие поможет закрепить представления детей о знаках и символах, их роли в жизни человека.
Издательство «Просвещение»
Гризик Т. И. Познаю мир: Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга»
Методическое пособие по познавательному развитию дошкольников включает планирование и конспекты занятий в младших, средних и старших группах детского сада. Пособие составляет комплект с развивающими тетрадями для дошкольников «Познаю мир».
Издательство «Просвещение»
Гербова В. В. Учусь говорить: Пособие для детей младшего дошкольного возраста
С помощью заданий, предлагаемых в книге, взрослый сможет организовать работу с детьми младшего дошкольного возраста по развитию навыков активной разговорной речи. Рассматривание картинок со специально разработанными ситуациями побуждает детей вступить в диалог, что способствует формированию произносительных навыков, обогащению словаря, уточнению представлений об окружающем мире.
Издательство «Просвещение»
Гербова В. В. Учусь говорить: Пособие для детей среднего дошкольного возраста
С помощью альбома по развитию речи детей среднего дошкольного возраста воспитатели и родители смогут целенаправленно осуществлять работу по формированию звукопроизношения, совершенствованию фонематического слуха и фонематического восприятия. Параллельно альбом поможет детям реализовать в речи накопленные впечатления, удовлетворяя их потребность в познавательном общении со взрослым.
Издательство «Просвещение»
Гербова В. В. Учусь говорить: Пособие для детей старшего дошкольного возраста
С помощью этого пособия воспитатели и родители значительно расширят словарь ребенка, научат его понятно для окружающих выражать свои мысли, разовьют фонематический слух и фонематическое восприятие.
Издательство «Просвещение»
Гербова В. В. Учусь говорить: Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3–6 лет по программе «Радуга»
В пособии представлены планирование и методика работы с детьми по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой во второй младшей, средней и старшей группах детского сада. В книгу включены подробные конспекты работы с дошкольниками. Пособие составляет комплект с книгами для детей «Учусь говорить».
Издательство «Просвещение»
Соловьева Е. В. Моя математика: Развивающая книга для детей младшего дошкольного возраста
Пособие включает задания, требующие активности ребенка (раскрасить, обвести в круг, соединить с образцом, нарисовать или наклеить дополнительные изображения на страницу), способствующие формированию математических представлений о цвете, размере, форме, количестве.
Издательство «Просвещение»
Соловьева Е. В. Моя математика: Развивающая кнгаиша для детей среднего дошкольного возраста
Пособие предназначено для использования на занятиях по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.
Оно позволит сформировать у ребенка представление о числах первого десятка, познакомить с цифрами и геометрическими фигурами.
Издательство «Просвещение»
Соловьева Е. В. Моя математика: Развивающая книга для детей старшего дошкольного возраста
Материал пособия способствует формированию следующих математических представлений: выражение количества через число, знакомство с арифметическими действиями и запись простейших примеров, сравнение количества и сравнение чисел, первоначальное представление о величинах.
Издательство «Просвещение»
Соловьева Е. В. Математика и логика для дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга»
Методическое пособие включает планирование и конспекты занятий во всех возрастных группах. Пособие составляет комплект с развивающими книгами «Моя математика».
Издательство «Просвещение»
Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей
Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3–6 лет по программе «Радуга».
Методическое пособие по художественно-эстетическому развитию дошкольников включает планирование и конспекты занятий в младших, средних и старших группах детского сада.
Издательство «Просвещение»
Л.И. Пензулаева. Физическая культура в детском саду
В «Программе воспитания и обучения в детском саду» особое значение придается физическому воспитанию, которое строится на основе знаний о возрастных, индивидуальных и психофизиологических особенностях дошкольника. В связи с переходом на обучение детей с шестилетнего возраста повышаются требования к уровню физического развития. К моменту поступления в школу дети должны овладеть определенным запасом двигательных навыков и умений, которые позволят им адаптироваться к новым условиям и требованиям, предъявляемым к учебной деятельности, помогут более успешному усвоению школьной программы не только на первых, но и на последующих этапах обучения.
Система оздоровительных мероприятий в детском саду предусматривает охрану и укрепление здоровья детей, полноценное физическое развитие, различную двигательную деятельность и, что не менее важно, привитие стойкого интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Благодаря целенаправленным занятиям физической культурой в детском саду, начиная с самого раннего возраста, к моменту перехода в старшую группу дети обладают уже достаточно прочным запасом двигательных навыков и умений.
В данных пособиях даются сведения о возрастных особенностях детей, методические рекомендации к проведению физкультурных занятий в помещении (два занятия) и на свежем воздухе (одно занятие); примерное планирование занятий с подробной методикой, организацией и содержанием игр различной интенсивности — малой, средней и большой; игровые задания и упражнения с элементами спорта баскетбола, хоккея, футбола и т. д. Автор рекомендует материал для повторения и закрепления пройденного на занятиях в свободное время.
В.П. Новикова «Математика в детском саду»
Программа Валентины Павловны Новиковой «Математика в детском саду», предназначена для обучения детей 3-7 лет, выпущена в издательстве «Мозаика-Синтез». Рекомендовано Министерством образования РФ.
В пособии представлена программа и рассмотрено содержание комплексной работы в области математического образования дошкольников, раскрыты формы организации познавательной деятельности детей 3-7 лет как на занятиях, так и в повседневной жизни дошкольного учреждения. Предложены интересные способы взаимодействия воспитателя с детьми и вовлечения родителей в педагогический процесс.
Главным достоинством данной методики является способ подачи материала. Все занятия проводятся в занимательной игровой форме.
Математические понятия воспринимаются ребёнком через игру. Занятие включает в себя работу над несколькими разными темами. Переход от одной темы к другой осуществляется с помощью физкультминуток, упражнений по тренировке мелкой моторики рук, упражнений на внимание. Эта программа охватывает следующие темы: количественный счёт, порядковый счёт, пространственные отношения, работа по образцу, фантазия и воображение, качественное соотнесение, взаимно-однозначное соответствие, признаки: форма, цвет, размер, длина, ширина, высота, работа со схематичными изображениями.
Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Методика учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности каждого ребенка.