Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 259»
городского округа Самара

+7 (846) 951 23 27

443063, г. Самара,
Балхашский проезд, 36


Образовательные программы

 

Аннотация к программе МБДОУ детского сада № 259 г.о. Самара

Целью программы является: организация воспитательно-образовательного процесса для детей дошкольного возраста, формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Это программа обогащенного развития детей, обеспечивающая единый процесс социализации – индивидуализации личности дошкольника через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей. Программа ориентирована на целостное развитие ребенка, которое понимается как единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, способности освоения ребенком позиции субъекта в детских видах деятельности.

Реализация образовательного содержания программы предполагает творческое конструирование педагогом разнообразных образовательных ситуаций, позволяющих воспитывать гуманное отношение к живому, знакомить детей с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой, развивать их любознательность, познавательные, сенсорные, речевые, творческие способности, приобщать к истокам народной и мировой культуры.

Насыщенная и разнообразная деятельность дошкольников в детском саду, содержательное общение педагога с каждым ребенком с учетом уровня его развития — основа конструирования педагогического процесса в возрастных группах.

Проектирование воспитательно-образовательного процесса осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса-совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.

Важным условием реализации образовательной программы является открытость педагогического процесса, сотрудничество педагогического коллектива детского сада с родителями. Педагог последовательно конструирует процесс взаимодействия с семьей, поэтому взаимодействие разворачивается как совместная деятельность субъектов в форме сотрудничества, параллельного действия, взаимного дополнения и координации.

Программа предусматривает организацию педагогического процесса таким образом, что педагог:

  • продумывает содержание и организацию совместного образа жизни детей, условия эмоционального благополучия каждого ребенка;
  • определяет единые для всех детей правила сосуществования детского общества, включающие равенство прав, взаимную доброжелательность и внимание друг к другу, готовность прийти на помощь, поддержать;
  • соблюдает гуманистические принципы педагогического сопровождения развития детей, в числе которых забота, теплое отношение, интерес к каждому ребенку, поддержка и установка на успех, развитие детской самостоятельности и инициативы;
  • осуществляет развивающее взаимодействие с детьми, основанное на современных педагогических позициях: «Давай сделаем это вместе», «Посмотри, как я это делаю», «Научи меня, помоги мне сделать это»;
  • сочетает совместную с ребенком деятельность и самостоятельную деятельность детей;
  • ежедневно планирует развивающие образовательные и воспитательные ситуации, обогащающие практический опыт, эмоции и представления детей о мире (люди, предметы, животные, растения и т. д.);
  • создает развивающую предметно-игровую среду; наблюдает, как развивается самостоятельность каждого ребенка и взаимоотношения детей;
  • сотрудничает с родителями, совместно с ними решая задачи воспитания и развития детей.

Воспитательно-образовательный процесс основан на комплексно-тематическом принципе, в основу которого положена идея интеграции содержания всех образовательных областей вокруг единой, общей темы, что соответствует принципу развивающего образования.

Основные программы

Авторы: авторский коллектив лаборатории Института общего образования МО РФ под руководством профессора Т.Н. Дороновой. Татьяна Николаевна Доронова - профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Московского городского психолого-педагогического университета, зав. лабораторией дошкольного воспитания в институте общего образования МО РФ.

«Радуга» – комплексная программа воспитания, образования и развития дошкольников. Программа обеспечивает всестороннее развитие ребенка, ее важнейшими компонентами являются игра и физическое развитие, формирование привычки к здоровому образу жизни, обеспечение психического комфорта для каждого ребенка. Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. По всем основным видам деятельности дошкольников предусмотрены комплекты пособий для детей различных возрастных групп и рекомендации для воспитателей.

Для занятий по этой программе созданы комплекты пособий для дошкольников по всем видам деятельности и методические рекомендации для воспитателей.

Основные цели программы: обеспечение ребенку возможности радостно и содержательно проживать дошкольные годы; обеспечение охраны и укрепления его здоровья (как физического, так и психического); всестороннее и своевременное психическое развитие; формирование активного и бережно-уважительного отношения к окружающему миру; приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали).

Содержание программы соответствует, как в настоящей радуге семи различным видам детской деятельности:

  • красный цвет - физическая культура: на занятиях формируются привычки к охране своего здоровья, к чистоплотности, аккуратности, порядку, культурно - гигиенические навыки и элементы самоконтроля во время движений, вырабатываются навыки правильного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, и предупреждения их; оранжевый цвет - игра: игра считается ведущей деятельностью работы, она позволяет обеспечить психологический комфорт, создать атмосферу эмоционального тепла. защищенности, снять излишнюю заорганизованность и невротизацию детей. Она позволяет возникнуть чувству симпатии и интереса к партнеру по игре;
  • желтый цвет - изобразительная деятельность и ручной труд: - обучение изобразительной деятельности и художественному труду происходит через знакомство детей с образцами народного и декоративно-прикладного искусства (произведения Хохломы, Гжели, дымковская игрушка и др.). Детей учат рисовать карандашами и красками, лепке на основе знакомства с народной пластикой;
  • зеленый цвет - конструирование: дает возможность развить воображение, фантазию и умственно воспитать малыша; дети учатся строить из строительных материалов, развивают конструктивные предпосылки, приобщаются к процессу творчества в конструировании;
  • голубой цвет - занятия музыкальным и пластическим искусством: позволяют развивать эстетические переживания, формируют интерес к музыке, развивать музыкально - сенсорные способности ребенка, способность двигаться в такт, пространственную координацию;
  • синий цвет - занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим: обучение родному и иностранному языкам происходят через ознакомление с произведениями народного творчества, художественной литературой;
  • фиолетовый цвет - математика: обучение математике происходит в атмосфере доброжелательности, поддержки ребенка, даже если он совершил ошибку, поощряется стремление высказать свое мнение; дети не только познают математику, но осваивают навыки учебной деятельности: определяют задачу, направление поисков, оценивают результаты.

В «Радуге» впервые прозвучала задача создания в детском саду атмосферы психологического комфорта для детей, условий для радостного и содержательного проживания ими периода дошкольного детства, впервые была предложена система личностно ориентированного воспитания и развития детей.

Программа, ориентированная на общечеловеческие, гуманистические ценности, предусматривает наполнение работы определенным содержанием с учетом региональных особенностей. В первую очередь это касается физического развития, здоровья дошкольников, а также их приобщения к национальной культуре.

Работа педагога складывается из трех равно необходимых компонентов:

  • реализация поставленных в программе общих задач психического развития
  • реализация регионального компонента воспитания и образования
  • цели конкретного образовательного учреждения и интересы каждого ребенка группы и его родителей.

Задача подготовки детей к обучению в школе решается в программе комплексно. Она включает в себя:

  • развитие коммуникативных навыков,
  • развитие навыков самообслуживания,
  • знакомство с основами безопасности жизнедеятельности,
  • развитие речи детей, способности произвольно контролировать процессы внимания и запоминания, умения управлять своим поведением в соответствии с принятыми правилами,
  • а также специальную подготовку, реализуемую на занятиях по формированию элементарных математических представлений и развитию начал логического мышления детей, начальному знакомству с буквами, развитию речи и познавательному развитию.

Процесс работы не сведен к занятиям и осуществляется в разных формах в зависимости от возраста детей. Методики проведения занятий по разным видам деятельности построены таким образом, что программная задача может быть реализована на различном материале, варьируемым педагогом в зависимости и в соответствии с желаниями и интересами конкретных детей. В программу работы в дошкольном учреждении введено представление о том, что у детей есть их неотъемлемые права. Задача педагога – обеспечивать соблюдение прав каждого ребенка всеми другими детьми и взрослыми.

Радуга

Программа воспитания, образования и развития детей в условиях детского сада (Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др.; Сост. Е. В. Соловьева).

Переработанный и дополненный вариант программы раскрывает психолого-педагогические основы, задачи работы с детьми на каждом возрастном этапе и основные пути их решения.

Программа опубликована целостно, по всем возрастным группам, что поможет педагогическим коллективам более эффективно организовать работу в дошкольных учреждениях.

Издательство: «Просвещение»

На пороге школы

Метод. рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 6–7 лет/ Т. Н. Доронова, Т. И. Гризик, Л. Ф. Климанова и др.В пособии представлена система занятий по развитию старших дошкольников и подготовке их к школе, включая планирование и конспекты занятий по развитию речи, подготовке к обучению грамоте, математике, изобразительной деятельности и др.

Издательство: «Просвещение»

Гризик Т.И. Познаю мир: Предметы вокруг нас: Развивающая книга для детей младшего дошкольного возраста.

Пособие в увлекательной форме поможет малышу разобраться с целевыми назначениями и функциями различных предметов, понять связи и зависимости между предметами и явлениями природы.

Издательство: «Просвещение»

Гризик Т. И. Познаю мир: я во всём люблю порядок: Развивающая кн. для детей среднего дошкольного возраста.

Пособие поможет закрепить представления детей о понятии «последовательность», о роли и значимости данного понятия в жизни человека.

Издательство: «Просвещение»

Гризик Т. И. Познаю мир: знаки и символы: Развивающая кн. для детей старшего дошкольного возраста

Пособие поможет закрепить представления детей о знаках и символах, их роли в жизни человека.

Издательство: «Просвещение»

Гризик Т. И. ПОЗНАЮ МИР: Метод. рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга».

Методическое пособие по познавательному развитию дошкольников включает планирование и конспекты занятий в младших, средних и старших группах детского сада. Пособие составляет комплект с развивающими тетрадями для дошкольников «Познаю мир».

Издательство: «Просвещение»

Гербова В. В. Учусь говорить: Пособие для детей младшего дошкольного возраста.

С помощью заданий, предлагаемых в книге, взрослый сможет организовать работу с детьми младшего дошкольного возраста по развитию навыков активной разговорной речи. Рассматривание картинок со специально разработанными ситуациями побуждает детей вступить в диалог, что способствует формированию произносительных навыков, обогащению словаря, уточнению представлений об окружающем мире.

Издательство: «Просвещение»

Гербова В. В. Учусь говорить: Пособие для детей среднего дошкольного возраста

С помощью альбома по развитию речи детей среднего дошкольного возраста воспитатели и родители смогут целенаправленно осуществлять работу по формированию звукопроизношения, совершенствованию фонематического слуха и фонематического восприятия. Параллельно альбом поможет детям реализовать в речи накопленные впечатления, удовлетворяя их потребность в познавательном общении со взрослым.

Издательство: «Просвещение»

Гербова В. В. Учусь говорить: Пособие для детей старшего дошкольного возраста

С помощью этого пособия воспитатели и родители значительно расширят словарь ребенка, научат его понятно для окружающих выражать свои мысли, разовьют фонематический слух и фонематическое восприятие.

Издательство: «Просвещение»

Гербова В. В. Учусь говорить: Метод. рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3–6 лет по программе «Радуга».

В пособии представлены планирование и методика работы с детьми по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой во второй младшей, средней и старшей группах детского сада. В книгу включены подробные конспекты работы с дошкольниками. Пособие составляет комплект с книгами для детей «Учусь говорить».

Издательство: «Просвещение»

Соловьева Е. В. Моя математика: Развивающая кн. для детей младшего дошкольного возраста

Пособие включает задания, требующие активности ребенка (раскрасить, обвести в круг, соединить с образцом, нарисовать или наклеить дополнительные изображения на страницу), способствующие формированию математических представлений о цвете, размере, форме, количестве.

Издательство: «Просвещение»

Соловьева Е. В. Моя математика: Развивающая кн. для детей среднего дошкольного возраста

Пособие предназначено для использования на занятиях по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста. Оно позволит сформировать у ребенка представление о числах первого десятка, познакомить с цифрами и геометрическими фигурами.

Издательство: «Просвещение»

Соловьева Е. В. Моя математика: Развивающая кн. для детей старшего дошкольного возраста

Материал пособия способствует формированию следующих математических представлений: выражение количества через число, знакомство с арифметическими действиями и запись простейших примеров, сравнение количества и сравнение чисел, первоначальное представление о величинах.

Издательство: «Просвещение»

Соловьева Е. В. Математика и логика для дошкольников: Метод. рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга»

Методическое пособие включает планирование и конспекты занятий во всех возрастных группах. Пособие составляет комплект с развивающими книгами «Моя математика».

Издательство: «Просвещение»

Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей

Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3–6 лет по программе “Радуга”.

Методическое пособие по художественно-эстетическому развитию дошкольников включает планирование и конспекты занятий в младших, средних и старших группах детского сада.

Издательство: «Просвещение»

Парциальные программы

Программа «Безопасности детей дошкольного возраста»

Авторы: Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н. Авдеева

Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи - воспитания у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Разработана на основе проекта государственного стандарта дошкольного образования. Содержит комплекс материалов, обеспечивающих стимулирование в дошкольном детстве (старшем дошкольном возрасте) самостоятельности и ответственности за свое поведение. Ее цели — сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни.

Программа адресована воспитателям старших групп дошкольных образовательных учреждений. Состоит из введения и шести разделов, содержание которых отражает изменения в жизни современного общества и тематическое планирование, в соответствии с которыми строится образовательная работа с детьми: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улице города». Содержание программы оставляет за каждым дошкольным учреждением право на использование различных форм и методов организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической и криминогенной ситуации.

В силу особой значимости охраны жизни и здоровья детей программа требует обязательного соблюдения основных ее принципов: полноты (реализации всех ее разделов), системности, учета условий городской и сельской местности, сезонности, возрастной адресованности.

Рекомендована Министерством образования РФ.

Программа «Музыкальные шедевры»

Автор: О.П. Радынова

Программа содержит научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста (трех - семи лет), учитывающую индивидуальные и психофизиологические особенности детей и взаимосвязанную со всей воспитательно-образовательной работой деткого сада. Программа строится на основе использования произведений высокого искусства, подлинных образцов мировой музыкальной классики.

Основополагающие принципы программы (тематический, контрастное сопоставление произведений, концентрический, принципы адаптивности и синкретизма) позволяют систематизировать репертуар музыкальной классики и народной музыки в целях накопления интонационного опыта восприятия музыки, развития творческих способностей в разных видах музыкальной деятельности, гибкого применения форм, методов и приемов педагогической работы в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе осуществляется взаимосвязь познавательной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры. Рекомендована Министерством образования РФ.

Рабочая программа музыкального руководителя

Открыть документ

Рабочая программа второй младшей группы «Лунтики»

Открыть документ

Рабочая программа подготовительной группы «АБВГДейка»

Открыть документ

Рабочая программа средней группы «Звездоки»

Открыть документ

Рабочая программа средней группы «Заиньки»

Открыть документ

Рабочая программа старшей группы «Заиньки»

Открыть документ

Рабочая программа старшей группы «Петушок»

Открыть документ

Рабочая программа старшей группы «Смешарики»

Открыть документ

Рабочая программа инструктора по физическоц культуры (для детей 3-7 лет)

Открыть документ

Адаптированная программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ

Открыть документ

Адаптированная программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ

Открыть документ

Печать E-mail